Рота уходит в бой. «Грозовые ворота»

В 1977 году Андрей Малюков, став режиссером-постановщиком киностудии "Мосфильм" дебютировал с полнометражным фильмом "В зоне особого внимания". Картина была отмечена Серебряной медалью имени А.Довженко и Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых. Народный артист России, режиссер известной приключенческой ленты "34-й скорый", а также популярных сериалов "Империя под ударом" и "Спецназ" закончил съемки и приступил к монтажу своей новой картины о судьбе военных - "Рота".

Андрей Игоревич, ваш новый фильм "Рота" - дань памяти героическому подвигу воинов-десантников погибших в Аргунском ущелье в Чечне в 2000-ом году?

Мы действительно отталкиваемся от трагической судьбы этой погибшей героической 6-й роты 104-го полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии, но мы не называем это 6-й ротой, не называем наших актеров именами тех героев и не привязываем событийно. Поверьте искренней уважительной интонации к этим ребятам, но задача картины все-таки не публицистического свойства.
С конца 18-го века Россия была втянута в межплеменную жесткую, очень суровую борьбу на Северном Кавказе. И началась череда кавказских войн и столкновений. Они то вспыхивали, то гасли. Наши литературные классики периодически обращались к кавказским войнам в своих произведениях. Сейчас в начале 21-го века к этому еще примешалось и участие на Кавказе международного терроризма, что придало совершенно новую ожесточенность сражениям в кавказском регионе. Вот о чем я размышляю, когда делаю это кино. Мои герои, воюя здесь, сегодня, находят приметы русских солдат погибших там, в 19-м веке и в Великую отечественную войну и эта цепь неразрывна. Эти горы изрядно политы русской кровью. Я сейчас не хочу говорить, справедливо это было или нет. Поверьте, я с большим уважением отношусь к кавказскому народу, к этим гордым трудолюбивым людям, к горским женщинам-красавицам, у меня много друзей оттуда, я не хочу умолять их достоинства, надежд, или ментальности. Я просто говорю о том, что сложилась такая ситуация. Череда сложных, невероятно запутанных взаимоотношений, где не поймешь, из-за чего все происходит. Иногда из-за резкого слова, иногда просто из-за неправильно истолкованного взгляда.
Для меня это картина не просто о судьбе 6-й роты, для меня это картина, прежде всего об этом сложнейшем участке горной территории, где происходят серьезные катаклизмы и, где сложился важный узел российской истории.

Но съемки фильма все-таки проходили в Пскове, на территории дислокации того самого 104-го парашютно-десантного полка?

Да, мы только что вернулись из Пскова, снимали на территории, где дислоцируется эта погибшая рота, в казармах, в их спальном помещении, где стоят койки тех ребят. Там даже есть микромузей. Но основную часть киноэкспедиции, четыре месяца, мы провели в Геленджике, точнее в горах Северного Кавказа. Там была построена большая натурная декорация для съемок сражений. А вот мирную жизнь, до начала этих боевых сцен, мы снимали в Пскове, там же в Пскове мы снимали и флеш-бэки, раньше их называли ретроспекции, т.е. воспоминания или вставки из прежней жизни героев.

Общались ли Вы с кем-то из выживших ребят героической 6-й роты?

Я был в этой роте, разговаривал с командованием дивизии и с командованием полка, с людьми, которые их хорошо знали, служили вместе с ними и сейчас продолжают службу и спят в этом спальном помещении. С ними я не встречался, потому что мы были в очень напряженном периоде съемок в конкретном месте в конкретное время. Там во всю стену фотографии, фотографии, фотографии… этих ребят, которые очень внимательно смотрят на тех, кто подходит и разглядывает их в свою очередь. Я не могу делить этих ребят на героев и не героев, они были все вместе и все вместе погибли, выполняя одну задачу, а значит, равнозначно велики в своем подвиге.

Вы режиссер таких известных картин как "В зоне особого внимания", "Диверсант", "Спецназ", чем привлекает Вас военная тематика?

Тут есть два ответа. Первый ответ я всегда говорю так, что фильмов про любовь мне не доверяют (улыбается).
На самом деле, история любой страны выстраивается на судьбах своих победителей, военачальников, героев, на победах - вот этапы жизни государства, поэтому волей-неволей меня эта тема привлекает. Приблизительно половина фильмов, которые я снял - они про войну. Сам я хоть и ношу звание ефрейтора запаса, но семья у меня невоенная. Наверное, круг людей, которые умеют снять сложно-постановочное жанровое кино, не так уж велик, поэтому, раньше руководство кинематографии, а теперь продюсеры и предлагают мне такие проекты. Впрочем, я с удовольствием их принимаю, потому что такого рода фильмы об открытом героизме, об открытом темпераменте снимать очень интересно.

Имея большой опыт в вопросе съемок военных картин, столкнулись ли Вы с чем-то новым в процессе работы?

Независимо от того, сколько бы картин ты не снял и сколько бы ты не работал в каком-то определенном жанре, каждый новый фильм, каждый новый кадр - это совершенно новая вода, в которую нужно окунуться.
Этот сценарий очень трудно поддается, здесь такая боль сидит, и такая тектоника внутри бушует, что приходится работать с большим преодолением каждой сцены, каждого кадра. Картина очень сложная по постановочному решению, очень дорогостоящая, насыщенная большим количеством трюков, работы каскадеров и мастерством пиротехников.