Спектакль для людей без нервов. «Вышка Чикатило»

Изречения создателей театрального проекта:
Известно, что в Новом Завете термином Кайрос пределяются Кануны Великих Свершений, когда даже противники Воли Божией исполняют Вещее Право Раскрытия Бесконечной Истины и Красоты Вселенского Бога. Еще в Старом Завете Бог "зверски-изуверски" "Пытает" Иова-человека "Только верою" и разничтоженный Иов обретает себя "Только в Вере" и ему Даруется Согласие с Божественным Миром. Разничтоженные Времена и Люди России нашего столетия до самой последней стадии падения человека – "чикатилизма" - не что иное, как последняя ужаснейшая "Пытка Бога", "Проверка Бога" духовной прочности Своего Человеческого Подобия. В "Вышке Чикатило" формой Театра-Храма осуществлена попытка воссоздания трансцендентного содержания, как и "Пытки-Проверки Бога", так и "Катарсисного Разрешения-Выхода" из этой дьявольской бездны в Космический Кайрос Раскрытия Содержательной Истины – когда самая страшная истина парадоксальнейшим Образом становится Страшно Целебной. И по Сути – "Только Вера" остается с Человеком.

МИХАИЛ ВОЛОХОВ, драматург
"Вышка Чикатило" - энергичное, преодолевающее Тьму название. Весь феномен этой волоховской пьесы в том, что она всем своим образным строем въяве борется со Злом, а не на словах. Пьеса написана практически на фактологической базе зашкаливающе страшного живого материала. Но ее художественный, философский, образный уровень Страдающего Смеха преодолевает этот практически неподатливый для искусства материал. В своей сценографии к спектаклю "Вышка Чикатило", - форма "спектакля музея", экспонирующего коллекцию "древних живописных свитков" с событиями апокалипсиса из Откровений Иоанна Богослова, с огромными скульптурами Ангелов-мстителей, выполненных из дерева с использованием фрагментов архитектурных деталей древних иконостасов, - выбрана мной, чтобы подчеркнуть основную философскую идею волоховской пьесы и нашего спектакля, а именно: Человечество все знает, все хранит, а лучше, к сожалению, не становится.

СЕРГЕЙ МАЛЮТИН, художник
"Игра в жмурики" - это трагикомическая история современного русского, да и западного Гамлета. В моем спектакле не случайно возникла гамлетовская флейта, а знаменитый Собель в Париже поставил "Игру в жмурики" буквально в Шекспировских эпических координатах. Причем он нашел полтора миллиона долларов, чтобы поставить "Игру в жмурики" и в составе русской классической трилогии: от "Вишневого сада" Чехова до "Марии" Бабеля. "Вышка Чикатило" - это перевернутая с ног на голову история России, как история "Ричарда-Сталина-третьего", захлебнувшегося в собственной похоти и крови. Авангардизм Волохова состоит в том, что он, впитав в себя школу западного театра абсурда, оставаясь при этом глубоко русским классическим писателем – не занимается в отличие от прочих современных литераторов диагностикой окружающего зла, а просто встраивает это наше зло в структуры Мировой Фатальности.

АНДРЕЙ ЖИТИНКИН, режиссер
Когда Андрей Житинкин предложил мне сыграть Чикатило в пьесе Михаила Волохова "Вышка Чикатило" я сначала опешил – неужели я похож на Чикатило? Но решил все же прочитать эту пьесу, прежде чем дать окончательный ответ. И я смеялся и плакал, когда ее читал. Чикатило – философский подопытный персонаж – тем более Житинкин предложил его сделать современным Ричардом третьим. Но больше всего меня поразило в этой пьесе то, что она написана Волоховым в Париже в 1996 году с анализом "достоевщины" Русского Человека начала XXI-го века.