На правах рекламы:

фальцевая кровля спб, mail




Шестнадцать мгновений осени

На канале "Россия" выходит 16-серийный фильм о разведчике Исаеве. Том самом, что в фильме "Семнадцать мгновений весны" стал Штирлицем.
Штирлиц, которого недавно раскрасили, теперь оказался между белыми и красными. В новом сериале "Исаев" действие происходит в период Гражданской войны. Он основан на трех произведениях Юлиана Семенова: рассказе "Нежность" и романах "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен". Канал "Россия", считая сериал одним из главных проектов сезона, поставил его на воскресенье, 11 октября, в 21:30, и покажет сразу три серии. Всего же в фильме 16 серий. Причем весь сериал, от начала до конца, не видел даже режиссер Сергей Урсуляк. "Я видел его только посерийно",— признался он "Огоньку" на прошлой неделе. На вопрос, какие ожидания и опасения у него в связи с показом, Сергей Урсуляк ответил: "Как поется в песне, "ждать успех не надо, явится нежданно". Все ожидания — ложные. Важно, чтобы не было стыдно за то, что ты сделал. А опасения у меня вполне понятные: не хотелось, чтобы люди, смотря "Исаева", ждали "Ликвидацию-2" или "Семнадцать мгновений весны-2"".

Не "Семнадцать мгновений весны-2"
В новом фильме рассказывается о первых заданиях молодого Исаева. Причем здесь все, как и должно быть в фильме о разведчике, чтобы сбить с толку врагов: Максим Максимович Исаев на самом деле Всеволод Владимирович Владимиров, город Владивосток не Владивосток, а Севастополь (там снимали), Москва не Москва (ее снимали по кусочкам в Подмосковье, под Петербургом, в Ярославле и Костроме, поскольку Москва 1920-х годов почти не сохранилась)
Говоря современным языком, Исаев был пиарщиком: под этим именем семь месяцев служил в пресс-группе Колчака. Потом работал у Дзержинского. Оттуда помначинотдела Владимирова откомандировали в Эстонию для выполнения спецзадания: в Ревеле (Таллине) ему нужно было пресечь контрабанду ценностей, похищенных из Гохрана ("Бриллианты для диктатуры пролетариата"). Потом его для сбора информации о действиях белых отправляют во Владивосток. Это уже роман "Пароль не нужен", где среди прочего есть замечательная фраза: "В России истинную демократию можно завоевать и сохранить только штыком и пулей. Иначе народец наш демократию прожрет, пропьет и проспит".

Потом Исаев уезжает за границу и в Шанхае наблюдает за эмиграцией. Там он получает немецкий паспорт на имя Макса Отто фон Штирлица.
В рассказе "Нежность" он встречается с женой Сашей, которую пять лет не видел. "Говорят, что расставания — проверка любви,— рассуждает в рассказе Исаев.— Глупость. Какая, к черту, проверка любви! Это ж не контрразведка — это любовь. Здесь все определяет вера". Любовная линия будет в новом фильме, в отличие от "Семнадцати мгновений весны".
Исаева сыграл актер Даниил Страхов. У Сергея Урсуляка была мысль пригласить на роль отца главного героя Вячеслава Тихонова, но потом он от этой мысли отказался: "Я даже не предпринимал попытки, потому что это уже будет перебором. Это мы слишком хотим породниться с Татьяной Михайловной (Лиозновой.— "О"). При том что Тихонов для меня не чужой человек, он у меня снимался в "Сочинении ко Дню Победы"".
В итоге отца Исаева сыграл Юрий Соломин. Еще об отцах и детях: дочь Юлиана Семенова принимала сценарий фильма. Она даже сыграла небольшую роль, приехав на съемки фильма из Парижа, где живет. "Оля Семенова по образованию актриса, окончила Щукинское училище,— говорит режиссер.— Она играет сотрудницу Гохрана Козловскую".

Что связывает фильмы Лиозновой и Урсуляка несомненно, так это музыка Микаэла Таривердиева.
— Сергей Урсуляк близкий человек Микаэлу Леоновичу, они вместе работали,— говорит вдова композитора Вера Таривердиева.— Он в каком-то смысле его ученик. И он нуждается в интонации Микаэла Леоновича как режиссер. Это часть его кинематографического стиля.
Сергей Урсуляк сделал с Таривердиевым фильмы "Русский регтайм", "Летние люди". Потом, уже после смерти композитора, снял с его музыкой фильм "Сочинение ко Дню Победы".
— Я очень люблю Таривердиева, это первое,— говорит Урсуляк.— Второе: глупо с той предысторией, которая у меня была с Микаэлом Леоновичем, не воспользоваться тем, что это может связать два фильма. Какая-то связь ведь должна быть. Я же не могу делать эту вещь в совершенном отрыве от того, что было.
В фильме прозвучат мелодия композиции Таривердиева "Последний романтик", романс Таривердиева на стихи Марины Цветаевой "Мне тебя уже не надо", одна из тем из фильма "Русский регтайм". Кроме того, японцы на национальных инструментах сякухати и сямисэн будут играть музыкальную тему песни "Память" (из кинофильма "Ольга Сергеевна"). Кроме мелодий Таривердиева в фильме прозвучит музыка композитора Юрия Красавина.
— Я очень не хочу и очень боюсь прямых тупых сравнений двух фильмов: похож — не похож, хуже — лучше,— говорит Урсуляк.— Это все равно произойдет, но если мы настраиваемся на то, что будем смотреть "Семнадцать мгновений весны", это одно. А лучше, если мы будем просто смотреть фильм, который, может быть, чем-то напоминает тот: и герой тот же, и автор тот же, но все остальное другое.

Не "Ликвидация-2"
Сравнения с предыдущим очень успешным сериалом Сергея Урсуляка тоже будут напрашиваться. Сценарист "Исаева" Алексей Поярков — тот же, что писал сценарий "Ликвидации". Оператор Михаил Суслов — тот же. В новом фильме заняты актеры из "Ликвидации": Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Полина Агуреева, Ксения Раппопорт, Константин Лавроненко, Лика Нифонтова... Да и продюсеры те же — из компании "Централ Партнершип".

На канале "Россия" говорят, что "Исаев" — такой же дорогостоящий продукт, как и "Ликвидация":
— Он не мог быть не дорогостоящим: это большое количество экспедиций, съемочных дней у очень хороших актеров, очень тщательная работа режиссера,— рассказывает главный продюсер службы прайм-тайм-сериалов канала "Россия" Екатерина Ефанова.— Фильм начали снимать до кризиса, но последние съемки попали уже на кризисный период. Кино от этого не пострадало нисколько: канал отказался от многих других проектов, чтобы вытянуть эту картину. Мы считаем, что производство таких телефильмов для зрителя и для нас очень важно. Может, даже важнее, чем снимать кино. С многосерийным фильмом зритель проживет определенную жизнь. И это работа на более широкую аудиторию.

Успех сериала "Ликвидация" привел к тому, что ожидания новой картины Урсуляка завышенные.
— Мы это понимаем и уверены, что "Исаев" то кино, на котором завышенные ожидания оправдаются,— говорит Екатерина Ефанова.— Урсуляк нашел новые формы кинематографического языка. И главное для нас — он сделал зрительское кино. Но кроме того что картина зрелищная, она умная. Мы проводим различные исследования, которые показывают, что зрителю хочется умных картин.